Араман. Вскоре после Преддверие огня и льда
Нельо не очень жаждал идти в лагерь Нолофинвэ. Но не идти было бы ещё хуже. Он поднялся по тропинке, оскальзываясь на обледенелой траве, и всмотрелся туда, где стояли шатры и горели костры. Совсем везением было бы наткнуться на Финьо здесь, но везение, казалось, осталось в какой-то другой жизни.
Финьо, как только они остановились и хоть немного устроились, ушел из лагеря. Хотелось тишины и одиночества. Его уже начинала нервировать толпа эльфов и то, что поход радостным совсм не был. Поэтому, он и ужел в сторону и теперь смотрел на корабли. А с недавних пор и на высокую фигуру, поднимавшуюся по тропинке.
В тумане Нельо не сразу разглядел, что ему таки повезло. А разглядев, свернул с тропинки и подошёл к кузену.
- Ты как знал, что я буду тебя искать. Здравствуй.
- Здравствуй. - Финдэкано кивнул. Потом подумал пару секунд и чуть подвинулся, кивнув на камень рядом. - Нет, не знал. Но это хорошо, чо ты пришел.
- Хорошо, что хорошо, - не очень складно пошутил Нельо. - Что там у вас? Я пришёл поговорить, потому что... потому что. Бред творится.
Нельо редко выражался в стиле Морифинвэ, но это был как раз такой случай.
- Что, и у вас? Вот и у нас... то же самое. - Финьо оглянулся на огни лагеря. Бред? Наверное, можно было и так сказать.
- У всех, - коротко резюмировал Нельо и вздохнул. Разговор предстоял неприятный. Но если не поговорить, точно будет хуже.
- А ты чего ждал? - Финьо грустно улыбнулся. Бред. Хорошее определение для того, чему названия никак не подберешь. - Все началось сначала?
- Давай я у тебя сразу спрошу, - Нельо шумно выдохнул, - если я спрошу глупость, ты так и скажешь: "это глупость", а если нет... ну значит, как есть, так и есть.
- А с каких пор ты не можешь меня спросить о чем угодно? И я при этом не скажу... как есть. Нельо, вот ты уже сейчас глупости говоришь. - На этот раз улыбка вышла искренней, хоть и поводов для радости было немного.
- Мне просто очень неприятно задавать такие вопросы... - Нельо прикусил губу, а потом поднял голову и выпалил, - скажи, твой отец признаёт моего отца королём?
- Я... - Финдэкано задумался. Не потому, что не был уверен в ответе. Но ответы на серьезные вопросы нужно было давать серьезно. - Да. Мы не говорили об этом... после. Но он дал слово, что пойдет за твоим отцом. А он всегда очень серьезно относится к своим словам.
Нельо вздохнул скорее с облечением и продолжил задавать вопросы.
- Объясни тогда, почему твой брат говорит моему брату, что его короля зовут не Куруфинвэ, а Нолофинвэ. И не только он так говорит, я знаю. Ты ведь не хуже меня понимаешь, что это совсем плохо. И единственный, кто может с этим что-то сделать, это твой отец. Может быть, ты поговоришь с ним? Это будет куда лучше, чем если это сделаю я.... мои братья... или мой отец. Пока оно снова не разгорелось, было бы здорово сделать с этим что-нибудь. Потому что некоторые... гм... питают ложные иллюзии.
Выпалив всё это одним махом, Майтимо замолчал, глядя на друга с надеждой.
- Поговорю. Это кто сказал? - Финьо посмотрел на лагерь, словно желая уидеть эо. - Ты же сам понимаешь, почему так говорят. Они злы. И не могу сказать, чо у них нет на это причин. Но от всех недовольных ты никогда не избавишься. Только вот, я уверен, что мой отец не претендует на корону. И не станет... отнимать ее у брата. - Финдэкано помолчал. - А ты не думаешь, что сделать с этим может что-то _только_ твой отец?
- Турьо, - наябедничал Майтимо со вздохом. - Понимаешь, говорить такое без ведома и без одобрения того, кого прочишь в короли, это как минимум неуважение. К тому, кого считаешь королём. Это ваше, внутреннее, семейное дело. И создавать из него общий скандал я не хочу. А что может мой отец сделать с теми, кто демонстративно ни во что его не ставит, я не знаю. Разговаривать можно с теми, кто желает с тобой разговаривать. А если тебя заранее не слушают, что бы ты не сказал и не сделал, это замкнутый круг. Я потому и прошу тебя поговорить с твоим отцом. Если они кого-то послушают, то его.
- С отцом я поговорю. И с Турьо. - Финьо недовольно нахмурился Выяснить бы, чего он там наговорил кузену. - Заранее ничего только не обещаю. Дело ведь не только в разговорах. Вот скажи, ты смог бы уважать кого-то или верить кому-то по приказу?
Не выйдет же. Как не приказывай, но если эльф сам этого не захочет, толку не будет. А в короля должны были верить.
- Понимаешь... - Нельо вздохнул, - у нас нет такого короля, в которого верят все. Как пролегла тогда трещина, так и не делась она никуда. Но худой мир лучше доброй ссоры. У Нолофинвэ должно быть достаточно авторитета, чтобы его сторонники как минимум соблюдали элементарные приличия. Иначе будет совсем плохо.
- Я поговорю с ним. Но и ты пойми, не сможет он вечно закрывать рот всем недовольным, как бы не хотел. А король... Он на то и корль, чтобы быть лучшим. У него есть врмя на то, чтобы стать королем для всех.
- Дайте ему это время хотя бы... - Нельо выразительно показал на окружающее пространство, на тонущее в липком холодном тумане море, на огни лагеря, - оно и так плохо, без всяких взаимных обид, путь труден действительно. Так зачем же делать ещё хуже своим отношением ко всему? С тем, кто тебе не доверяет, невозможно бревно на десять шагов отнести, а этот поход куда более сложное действие. Естественно, что не всё гладко. Но невозможно заслужить доверия, если тебе не дают не единого шанса. Можно нести бревно вместе с тем, кто не очень тебе приятен. Стиснуть зубы и нести, тогда ты по крайней мере донесёшь его. А если начать ругаться, а то и драться, не только бревна не принесёшь... Вот поэтому я и прошу тебя поговорить с Нолофинвэ.
- Да не будем мы драться. Это бухтение... Оно никуда не выльется. - Эльф покачал головой. - Понимаешь, Турьо это все сказал потому... Да не знаю я, почему. Наверное, потому что не пивыкли мы скрывать что-то. Не научились. Мы ведь всегда относились друг к другу как к чати семьи. Не скажу, что горячо любимой, но ведь не чужие. Вот и... А дальше бухтения не пойдет это никуда. - Верно ведь? Хорошо бы и не только с их стороны.
- Бухтение - это "король не прав в том-то и том-то". "Он мне не король, у моего короля другое имя" - это по-другому называется. И когда я слышу об этом, мне страшно, Финьо. Я очень боюсь, что для кого-то одна семья кончилась ещё тогда, когда мы прятали друг от друга мечи в Тирионе. - Нельо под тёплым плащом поёжился от холода. - Поверь, нам очень не понравилось в Альквалондэ, и никто не жаждет усобицы, так что если дойдёт до драки, то не с нашей стороны. Я уверен, что ни с чьей не дойдёт, если приструнить некоторых... идиотов.
- Да вот именно, что идиоты они Не знаю... А что конкретно ты слышал?
- Я слышал очень злого Макалаурэ. И не только я. Я сомневаюсь, что Турукано, изрекающий этот бред, ему приснился. - Нельо опять вздохнул. - Я здесь не затем, чтобы вы ругали Турукано, или заставили Турукано повесить на шею медальон с портретом моего отца и каждое утро начинать с песни в его честь. Я просто хочу, чтобы Нолофинвэ объяснил своим горячим сторонникам, что не надо ломать и без того хрупкое единство. Зачем нам ссоры в добавок к туманам?
- Я думаю, он и так это понимает. Прости, я не видел брата. Нет, не ругать. Но я хочу понять, чего он добивается. И... Все же, той отец очень недавно сьал королем. А некоторые слиишком долго ко всемуу привыкают. - Пройдет ремя, и ... он очень надеялся, что все изменится. Но Феанаро - не Финве. Сложно было вот так сразу начать думать о нем, как о короле.
- Чего он добивается, меня уже не интересует. Я устал пытаться угадать чужие мотивы ещё в Тирионе перед ссылкой. Мне нужно одно - чтобы никто, не только Турукано, так не говорил. Если они понимают, насколько важно единство. А если не понимают.... я не понимаю, что они тут делают вообще, не заблудились ли...
Нельо начал кипятиться
- Ты говорил про Турукано. С ним я могу поговорить. А вот кто эти "остальные" я не знаю. Ты уверен, что они есть?
- Уверен, - совсем мрачно ответил Майтимо. - Я слышал разговор в толпе, просто не стал подходить, чтобы не умножать злые слова. И без того их слишком много.
-Разберусь. - Финьо кивнул. Ну а что еще он мог ответить? Не выискивать же каждого и не вести за шкирку к отцу.
- Ты прости, что я к тебе с этой дрянью пришёл, - Нельо вздохнул уже сотый раз, наверное. - просто если с ней ничего не делать, будет точно хуже.
-Да ладно. Я понимаю это. - Только вот как все изменить не представлял. - Только вот... Ты понимаешь, что это нельзя решить с одной стороны? - Он пристаьно смотрел на кузена.
- А давай ты прямо выскажешь ответные пожелания. Так, как это сделал я.
- Да они такие же, наверное. - Финдэкано потер переносицу. - Разговоры-то с обеих сторон идут. И что мы трусы, которые боятся в крови замараться, и что лучше нам вернуться домой и держаться за юбку Валар. Да все как обычно... Но это нужно остановить.
- Так, а вот с этого момента подробнее, - сурово сказал Нельо. - откуда про юбку, я знаю, я и сам такое могу сказать, если кто-то начинает говорить, мол, зачем мой отец валар не послушался и из-за него мы тут в тумане пропадаем. Я правда не понимаю, зачем было идти за ним, неужели сразу было не ясно, что он не послушался и соломки не подстелет никто... и он предупреждал, и валар предупреждали, можно было и понять. А вот про трусов... кто это говорил?
- Да откуда же я знаю, кто это был. Такие разговоры постоянно ходят. И не поймешь, с чего и откуда они начались. Да дело ведь не в трудностях пути. И не в войне. Как ты не понимаешь.... Будь... на месте телери орки - ни у кого бы язык не повернулся осуждать. А здесь... Ты пойми - для кого-то они были родичам и друзьями. И смотреть как кто-то убивает близких тебе эльфов и при этом быть радостным и довольным не выйдет. Но они пошли за твоим отцом. Не повернули. Не остались дома. Они перешагнули... через многое. Не требуйте от них невозможного. Что трусы... Да многие так говорят. Что не хотели идти, боялись войны. Боялись жить своим умом, так кажется?
- Мне одно интересно, - мрачно сказал Нельо, - что бы они сказали, если бы это телери нас убили. А про замараться... это страшные слова, я попробую выяснить, откуда они. Может, это кто-то чего-то не понял?
- Я не знаю. Я уже ничего точно тебе не скажу. Но... Эти слова есть. Значит, есть и мысли. Неправильные... А про телери - одно могу сказать - я рад, что мне не пришлось этого узнать. Вот и все.
- Просто ты понимаешь. А некоторые ещё витают в облаках. - Нельо махнул рукой, - скажи, они тебе тоже гадости говорят, как и нам?
- У нас? Угу... Всегда говорили. Даже до... - Ну, хотя бы - что он дурак и слишком уж верит... некоторым. А сейчас у них и настоящий повод появился.
- Плохо, - мрачно сказал Нельо и замолчал.
- Знаешь... все же я верю, что и это пройдет. Несмотря ни на что. Время нужно. - То, чего у них пока было достаточно. - Там, - он кивнул на восток, - все будет иначе.
- Я тоже, - Нельо кивнул. - это продолжается, пока мы между, не там и не здесь.
- Это между скоро закончится. - В этом Финдекано был уверен. - Обратной-то дороги у нас нет.
- Главное, чтобы пока оно не кончилось, все не переругались окончательно.
- Не должны бы. Времени маловато....
Нельо мрачно посмотрел на кузена и промолчал.
- Что? - Финьо отступать был ненамерен. - Теперь уже не то время, чтобы молчать...
Нельо только покачал головой. Сейчас совсем не хотелось говорить о том, что в Альквалондэ все случилось мгновенно, что мало времени - совсем не защита и даже наоборот.
- Поговори с отцом, пожалуйста. А я попробую поговорить со своими.
- Нельо.. Я ведь уже несколько раз пообещал тее это сделать. - Он положил руу другу на плечо. - Что, все настолько паршиво?
- Я видел, как оно бывает. И ты видел. Я боюсь. Я не хочу, чтобы это повторилось. Я думаю, никто из тех, кто был там, не хочет. А ситуация-то прежняя... кораблей мало, все хотят ехать. Если не будет доверия, не будет ничего... - он замолчал, явно не желая развивать тему
- Но за пару дней мы ничего не сможем решить. Остается только надеяться, что этого времени не хватит на ссору. Что воины не успеют достаточно... устать, пожалуй. И им хватит выдержки.
Ну а что еще можно было сделать?
- Устать - это не то слово. И ты, и я достаточно устали, но я сомневаюсь, что это приведёт хоть к чему-то плохому. - Нельо покачал головой. - А выдержка - это как раз то, что сейчас нужно всем. Если бы её можно было варить.... или ковать... и делиться ею... но целители такого не могут, я знаю. Потому надо просто делиться тем, что есть у нас,
- Устать можно по-разному. И от разного. Ты же сам видишь. - Да что было говорить лишний раз. Оба они знали, что происходит. И что уставали их верные от ожидания, от недоверия, взаимных обвинений. Он этого не было верного средства.
- Знаешь, у меня иногда такое чувство, что жизнь сломалась. Скорей бы её починить... и зажить, как должно. Вся хитрость в том, как это сделать. Нет ведь готового рецепта, не научит никто... все первый раз с этим дело имеют.
- Чиненое никогда не будет таким, как новое. Как не прячь место склейки.... - Как не старайся, невозможно будет жить без оглядки на прошлое.
- Потому глупо ждать от моего отца, что он будет как Финвэ. Не будет. И твой отец тоже не был бы на его месте... Трещина-то есть, никуда не делась. Но как бы это всем объяснить?
- А никто и не ждет. Только вот... ну и отношение к нему будет - не как к Финвэ. Понимаешь. Такое он должен заслужить. Не как мастер, не как Финвеон. Как король своими делам и своим примером. А никто его как короля - не знает. - Он помолчал немного. Добавил, куда тише. - Знают Форменос... и Альквалондэ.
Вот таким он и запомнился - вздорным, вспыльчивым, хватающимся за оружие..
.
- Ну уж кому каким... - мрачно ответил Нельо. - Можно подумать, его никто не видел и не слышал в Тирионе, что все сами придумали идти в Исход... нельзя сказать тинко, и не говорить парма, нельзя послушаться чьих-то слов, а потом кричать "он мне не король". Нельзя говорить "убийцы" и тут же "где моё место на корабле"...
- Много чего нельзя. Нельо... я не оправдываю такие разговоры. Но ты пойми, откуда ни... И не жди чудес. За пару минут никуда они не исчезнут.
- Я понимаю, откуда... но это не значит, что от этого они мне нравятся больше. - Нельо покачал головой. - Ладно.... мы уже по третьему кругу из пустого в порожнее переливаем, хватит, надоело.
- Вот и хватит. Ты вон к нам давно собирался?
- Не собирался, если откровенно. Не хотелось ещё раз всё слушать. А потом пришёл Кано, и я понял, что ещё одна беседа в том же духе, и я не знаю, что будет. Лучше я выясню это с тобой, чем мой отец с твоим.
- Так ведь я - не мой отец... И сделать я смогу не так уж много. - Он чуть виновато пожал плечам.
- Ты можешь сказать ему, а это много, поверь.
- Могу... Только послушает ли он? - Вспомнился разговор перед отъездом. - Он думал, что....
- Что? - сразу переспросил Нельо.
- Что общение с вам делает меня слишком... неосторожным. - Он попытался выразиться помягче. Потом махнул на это рукой. - Что из-за дружбы с тобой я потеряю голову и влезу в неприятности.
Это он про Гавань? Знаешь, мы все сейчас в неприятностях. И он сам тоже. Я ведь не зря говорил про уважение к тому, кого объявляют королём без его ведома. Если он _ноло_, он, мне кажется, должен это понять. И... - Нельо замолчал, что-то взвешивая, - будет ведь совсем не лучше, если я пойду с ним говорить вместе с тобой.. лучше ты сам.
- Нет. Это про Эндорэ. Еще до гаваней... - Было грустно. От того, что отец в чем-то был прав - и от того, что он, все равно, поступил бы так же. - Он многое понимает. Гораздо больше, чем я. Больше, лучше... Но я не знаю, чт он мне скажет. Конечно нет. Я не прошу идти со мной. Просо я думаю, может он прав был? Только... может это и хорошо?
- А я хочу, чтобы он был не прав. И Намо был не прав, и все пессимисты. И чтобы мы быстро одолели все неприятности и начали просто жить, как раньше. И теряли головы только увидев безумно красивый пейзаж или вдохнув свежего ветра... Или от любви... может, мы не зря оба не встретили до сих пор свою половину, может, они нас за морем ждут?
- Встретим. Ну... а я вот не знаю, от чего теряю гоову. Но ведь не смогу иначе. Да и не захочу. А ты думаешь о своей половинке? - Финьо засмеялся.
- Ну вот прямо сейчас, ага, - Нельо скорчил обиженную рожу. - Я рад, что у меня не вышло, как у Курво, как у Артафиндэ и наших отцов. Только Морьо и Турьо везунчики в семье. Так что пусть лучше там, так надёжнее.
- М... Да, наверное. - Финьо мечтательно закрыл глаза. - Было бы интересно узнать, что там будет.
- Узнаешь, куда денешься! - Нельо несильно пихнул кузена локтем в бок
- Угу... но ты же знаешь, я никогда не умел ждать. - Ну вот, разговор перешел на более веселые темы. Хоть ненадолго. И это хорошо было.
- Мне теперь иногда кажется, что я вообще ничего не умею... - Нельо не удалось поддержать весёлую тему
- Почему нет?
- Это, наверное, тот самый заразный пессимизм. - пожал плечами Нельо.
- Заразный. Ты хороший друг и хороший брат. Разве этого уже не достаточно?
- Достаточно никогда не бывает, - Нельо наконец улыбнулся - ты ведь меня знаешь. Но это уже много. Спасибо. Правда спасибо.