роизводство гончарных изделий
1. Просеивание. Хорошо просушив глину, ее просеивают через сито.
2. Размачивание. Устраивают две бочки (или чана) один выше другого почти в два раза. Обе емкости должны иметь кран. Глину кладут в более высокий чан, наливают воду, размешивают палкой. Глина вместе с водой поднимается кверху, а примеси оседают на дно. Жидкость, состоящую из воды и глины, выпускают в подставленный под кран второй чан. Жидкости дают отстояться, глина осядет на дно, воду из чана выпускают и затем вынимают чистую, промытую глину.
3. Разминание. В ящиках или на гладкой площадке раскладывают глину и нужное количество песка слоями, переворачивая их лопатками. Образовавшиеся комья оставляют лежать на несколько часов или даже на сутки, а затем разминают их ногами. Комья разбивают деревянными или железными колотушками, затем глину опять мнут.
4. Прокисание. После окончания разминания, глину покрывают сырым холстом (в сыром месте) и дают ей прокиснуть - от этого улучшается ее качество.
5. Выделка. Для, тех, кто не владеет искусством работы на гончарном круге, тогда можно изготавливать изделия прессованием в формах - гипсовых или металлических. Форму нужно смазать маслом, чтобы изделие легко вынималось. Каждая часть формы наполняется глиняной массой с некоторым избытком. Затем обе части форм соединяют сильным надавливанием или прессуют одно целое. Излишек глины выдавливается в швы формы. Когда изделие окрепло и вынуто из формы, выделяющиеся швы срезают ножом или шпателем. Но удаление швов лучше делать после сушки.
6. Сушка. Сырые изделия сушат до тех пор, пока они не станут настолько крепки, что на них не будет появляться отпечаток от давления пальцем. Такие изделия перемещают повыше (на полочке) и сушат до тех пор, пока они не станут издавать чистый гул от удара палочкой.
7. Обжиг. Отрегулируйте температуру печи, так, чтобы рука могла выносить ее. Обжигают изделия при этой температуре до тех пор, пока они не станут издавать чистый звон. Потом постепенно повышают температуру до красного камня.
8. Глазирование. Составные части измельчают на жерновах, кофемолке или другим способом. Порошок разводят с водой до густоты сметаны и наносят на изделия.
9. Закрепление. Готовые изделия опускают в крепкий раствор соли и подвергают вторичному обжигу.
Рецепты глазурь
Обыкновенная горшечная глазурь: 7 вес. частей свинцового глета, 4 вес.ч. глины.
Простые глазури:
Рецепт 1: глета 4, глины 1, песка 1.
Рецепт 2: глета 3, буры 2.
Рецепт 3: соды 2, глета 2, песка 4.
Рецепт 4: глины 2, глета 5 вес.ч.
Безвредная глазурь: 15 кварца (в порошке), 10 поташа, 1 древесного угля.
Цветные глазури
Синяя: глета 2, песка 4, соли 4, шмальты 2 - весовых частей.
Зеленая: глета 9, песка 5, поваренной соли 2, медной окалины 1.
Красная: глета 12, гравия 2, железного купороса 2.
Светло-красная: глета 12, песка 8, сернистой сурьмы 3, железного купороса 2.
Желтая: глета 12, песка 6, сернистой сурьмы 1,5.
Бурая: глета 12, песка 9, марганцовки 1,5, медной окалины 0,5.
Черная: глета 15, песка 9, марганцовки 4, медной окалины 0,25 вес.ч.
Терракотовые изделия
Это обожженные глиняные художественные предметы и строительные орнаменты, украшения над входами, розетки, фризы и т.п. Изготавливают их из желтой и красной глины, которые потом обжигают. Но для достижения исключительной ясности и четкости рисунка, невозможного при обжиге, применим следующий способ: приготавливают смесь из 50 вес.ч. жженой глины, 30 вес.ч. жженого гипса 20 вес.ч. гашеной извести. Размешивают в воде до получения густого теста, затем перекладывают в форму, как затвердеет вынимают и сушат. Для придания окраски в смесь добавляют 5-10% охры, мумии, смесь охры с мумией. Для придания прочности готовые изделия пропитывают жидким стеклом.
Автор-составитель: Патлах В.В.
http://www.patlah.ru
Каждый знает, что в изготовлении сосудов используют гончарный круг, который стал просто незаменимым в этом промысле. Огромное значение в историческом росте стала эта находка, ее можно только уподобить открытию колеса. Вместо неуклюжих сосудов неправильной формы стали получаться ровные, гладкие вазы, кувшины и прочая утварь. Гончарный станок оказался самым незаменимым предметом в гончарной мастерской, который состоит из двух кругов на оси. Гончар тихонько вращает нижнее колесо, при этом на верхнем уже лежит приготовленная глина, из которой впоследствии получится сосуд. Часто в глину добавляют пух из камышей или шерсть, в Узбекистане, например, глину отстаивают на протяжении 3х лет в воде. Сегодня, конечно, существуют и глиномешалки, но мастера иногда предпочитают месить ее ногами, очищая руками от примесей. Когда гончар начинает работать, то принято смазывать глину во время процесса водой. Очень непросто делать огромные сосуды, поскольку одновременно нужно и лепить его руками, а глина имеет свойство застывать.
Затем обычно выдавливается орнамент, изделие покрывают раствором из цветной глины, он должен быть естественно редким. Потом предстоит процесс просушивания изделия, для этого используются специальные стеллажи, после чего разрисовывают и устилают сосуд глазурью. Мастера, которые используют старинную технику, обычно делают глазурь самостоятельно, при этом применяют растения и минералы. Ответственный этап в изготовлении сосуда – это, конечно, обжиг в печи. Печи можно подразделить на три простых подвида: этажные (стоячие), закальные (лежачие), горны. Стоячие печи используются при изготовлении сосудов из камня, фаянса либо фарфора; горны применяются для горшков. Интересно, что запаливать горн, например, нужно обязательно сырыми дровами, такой огонь величают куревом, который затем усиливают. Изначально температура в печи не должна быть высокой, только когда сосуды начинают звенеть начинают поднимать температуру. Отсюда и такие известные в народе высказывания «до красного каления» или «до белого каления».