Мама сшила мне штаны из березовой коры...
Или что мы сделаем из игл дикообраза
Принято считать, что техника украшения берестяных изделий иглами дикобраза появилась около 1000 лет назад. И уже гораздо позднее от нее произошли вышивка и ткачество из дикобразовых игл среди племен северо-восточной части Северной Америки.
Из коры бумажной березы (Betula papyrifera) изготавливалась масса различных предметов домашнего обихода - самые разнообразные емкости и короба, и даже веера и головные ленты, которые и украшались орнаментами из игл дикобраза.
Многие из народов северо-востока применяли игольную технику для декорирования – пассамакуоди, пенобскот, беотук, оджибве, оттава. Однако, считается что берестяные короба микмаков – лучшие во всем северо-восточном регионе изделия этого типа.
Работа с иглами дикобраза – почти утеряное искусство среди микмаков. Сейчас лишь немногоие страые мастера владеют древними навыками и секретами. А те предметы, которые делаются для продажи в качестве сувениров уже не столь изящны и традиционны.
Для изготовления коробов использовали кору бумажной березы. Вырезанные из нее заготовки декорировали окрашеными в различные цвета иглами дикобраза. Для этого на поверхности коры наносился рисунок – эскиз будущего орнамента. Его наносили с помощью тонкой палочки «чернилами» из ягодного сока или слегка процарапывали острой костью или кончиком ножа. Для часто повторяющихся элементов орнаметна использовались трафареты вырезаные из той же бересты. Затем кору мочили и трехгранным шилом делали в нужных местах отверстия, через которые и протягивали иглы; с изнаночной стороны концы игл загибали. Перед работой иглы размачивали, что бы они стали более гибкими и эластичными. Острый конц иглы использывали для того, чтобы протащить ее через маленькие отверстия. Размягченная игла очень легко принимала заданное ей положение, а высыхая становитлась плотной. В свою очередь береста, благодаря слоистой структуре, высыхала и плотно стягивала иглы в отверстиях.
После того, как орнамент был закончен, его с изнаночной стороны закрывали подкладкой из кожи или бересты. Некоторые опытные мастера, подбирали кору определенной толщины, что позволяло им в конце работы просто подрезать иглы с изнанки. На покрытие нескольких квадратных дюймов уходило до 1000 игл. Полностью украшенную деталь сшивали с остальными заготовками. Довольно часто для придания прочнсти изделиям, стенки коробов делали из полос бересты, обмотаных расщепленым еловм корнем. В эту обмотку так же иногда добавлялся игольный декор.
Наболее частым элементами игольных орнаметов были растительные мотивы – земляничные цветы с пятью лепестками, листья деревьев. Гораздо реже изображались люди и животные. Изделия с таким декором известны среди племен населяющих область Великих Озер. Иногда такие орнаменты вышиывались не иглами дикобраза, а лосиным волосом. Однако, для изделий микмаков наиболее характерны сложные геометрические орнаменты, покрывающие всю поверхность детали. Один из таких традиционых орнаментов изображен на флаге нации микамак.
Один из самых распространеннных орнаментальных мотивов в игольном декоре микмаков - восмиконечная звезда. Согласно легенде она упала с неба в Атлантический океан и ползком по дну добралась до берега. Микмаки назвали ее «gog-wit» - «восьмиконечная морская звезда».
После контактов с европейцами у мастеров игольного декора появилось множество различных искусственных красителей, что привело к расширению палитры в орнаментах. Так же веропейский быт повлиял на ассортимент предметов, производимых мастерами микмаков. Помимо традиционных коробов, большое распространение получили декорированые иглами подносы, спинки и сиденья стульев, футляры для сигар и папки для бумаг, которые индейцы производили для продажи белым.
http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.p … 1191896632
Отредактировано Нерданель (2009-09-12 00:52:55)