История мебели.
История вещи: Глубокоуважаемый шкаф
Фото: FOTOBANK.COM/BRIDGEMAN; IMAGO/RUSSIAN LOOK; AISA/RUSSIAN LOOK; FOTOBANK.COM/BRIDGEMAN
Антон Павлович Чехов не случайно вложил в уста своего персонажа столь велеречивое обращение: столетиями шкаф служил едва ли не “главнокомандующим” всей мебели
О мебели, которой пользовались наши предки, мы можем судить лишь по сохранившимся изображениям и описаниям. Последние свидетельствуют, что домашнюю утварь старались делать не только функциональной, но и красивой. А вот шкафам в древности не повезло — на “эксклюзив” они явно не тянули.
Согласно указу, барон мог иметь шкаф-дрессуар с двумя полками, граф — с тремя; четыре полагались герцогу
От сундука до буфета
Практичные и неприхотливые в быту греки обходились универсальными ларями, одновременно используя их в качестве скамей и лежанок. О том, что дом требует еще и некоего места хранения одежды, в теплом Средиземноморье никому в голову не приходило.
Солнцем и теплом природа не обидела и римлян, однако именно их считают изобретателями шкафов. Правда, римские армариумы стояли не в домах, а в лавках и мастерских, служа местом хранения инструментов и заготовок. Прообраз книжного шкафа был обнаружен на одном римском могильном памятнике: на вид он очень напоминает современный, с дверцами, только на полках — свитки папируса.
В сегодняшние буфеты и гардеробы древние лари и сундуки “эволюционировали” лишь в средневековой Европе. По мере роста благосостояния феодальных сеньоров и особо зажиточных горожан множилось и их добро, и когда оно стало буквально выпирать из многочисленных сундуков, кто-то первым догадался поставить последние “на попа”. В парижском Музее декоративного искусства представлен грубоватый, неопрятного вида экспонат, смахивающий на сторожевую будку. Однако табличка гласит, что это — редчайший дошедший до нас образец шкафа XIII века. Он еще уступает своим современникам-ларям по красоте и богатству отделки, но зато гораздо удобнее их.
Эволюция по полкам
Вскоре количество и качество одежды и посуды в доме превратилось в мерило богатства и социального статуса. Для “статусных” вещей потребовался соответствующий футляр, и шкаф начал приобретать вид дворца или замка, который обивали железом, покрывали инкрустациями и затейливой резьбой.
Так в доме появился свой собственный “дом”, в котором обосновались вещи. Сам же шкаф перестал быть универсальной мебелью, дав начало целой мебельной династии. Сначала отделилась культовая “ветвь”: в церквях и храмах появились специальные ризничные шкафы для утвари, предназначенной для богослужения. Смешивать ее с “мирской” считалось недопустимым.
В XVI — XVII веках, когда научились изготавливать стекла большой площади, появились шкафы для хранения посуды — дрессуары (в России их называли поставцами). Они произошли от алтарных шкафов — креденца (от латинского credenza — “вера”) — и лишь отдаленно напоминали современные буфеты. Скорее их можно сравнить с нынешними каминами — это были странные сооружения, часто имевшие шестигранную форму, назначение которых полностью маскировалось высокими резными ножками, колоннами, пилястрами, карнизами и абсолютно нефункциональными скульптурными группами на крыше.
По виду дрессуара можно было безошибочно определить не только положение в обществе, но даже титул хозяина. Согласно королевским указам, барон мог иметь дрессуар с двумя полками, граф — с тремя, а четыре полагались лишь герцогу. Самим же монархам закон, как известно, не писан: французская принцесса Анна Клевская, выходя замуж за английского короля Генриха VIII, в качестве свадебного подарка получила дрессуар аж с дюжиной полок! Внутри этих “посудных дворцов” свято соблюдалась та же иерархия ценностей: верхние полки обычно занимало столовое серебро, а нижние — медная посуда.
Со временем дрессуары уступили место более привычным сегодня горкам, буфетам и сервантам. Причем в горках посуду не просто хранили — ею хвастались перед гостями. Демонстрировали самое ценное: редкий фарфор, золото, серебро, хрусталь. А буфеты, напротив, были закрытыми: сначала их содержимое скрывала занавеска, позже ее заменила дверца. Нижняя часть буфета обычно представляла собой обычный глухой ящик, а в верхней секции держали посуду. А также съестное, откуда, вероятно, и возникло другое значение слова “буфет” — стойка, за которой едят.
Впрочем, богатые горожане часто и функциональный буфет превращали в статусную мебель, обильное ее украшая. В XIX веке в Европе такие элегантные и изящные буфеты стали называть сервантами — как слуг.
А вот книжный “дом со всеми удобствами” — прочными полками, стеклянными и плотно закрывающимися дверцами — по сравнению с посудным сильно припозднился. Как известно, в Средние века книги в основном писали на дорогом пергаменте, поэтому и относились к ним, как к драгоценностям — то есть прятали в сундуках, запирая их на замки. В шкафах же держали разве что амбарные книги или писанные от руки семейные хроники. Книги для чтения хранились по большей части в монастырях, но и там ни о каких шкафах и стеллажах ведать не ведали, а держали увесистые фолианты прямо на столах, прикованными к этим столам цепями! Лишь с появлением печатного станка книги стали продавать и покупать десятками, а затем и сотнями. Но все равно о римских армариумах для хранения пергаментных свитков вспомнили на удивление поздно: лишь в начале XVIII века в Англии “изобрели” первый книжный шкаф со стеклянными дверями.
Правда, к тому времени уже существовали и так называемые “кабинеты”. Только тогда этим словом именовали не комнату для занятий умственным трудом, а всего лишь изящные шкафчики со множеством ящичков и отделений. Кабинет был главным хранилищем сердечных, политических и деловых тайн его владельца — там от нескромных взглядов прятались любовные послания, биржевые сводки, придворный “компромат” и планы дворцовых переворотов.
Ясное дело, и экстерьер для столь ценного содержимого выбирался соответствующий. Знаменитые миланские и неаполитанские мастера украшали свои кабинеты слоновой костью, черепаховыми пластинками, перламутром и ценными породами деревьев. А их соперники флорентийцы освоили настоящий “эксклюзив” — изысканные кабинеты с отделкой черным деревом, перламутром, накладками из фаянса и золоченой бронзы, а также знаменитой местной мозаикой.
Размер тоже имел значение. Кабинеты изготавливались как гигантские, так и миниатюрные — чуть больше ладони!
Одновременно с кабинетами появилась и их комбинация с комодом и письменным столом. Этот гибрид получил название секретера, и главным его элементом были, как нетрудно догадаться, многочисленные ящички “с секретами”. Стоила такая мебель целое состояние. До наших дней дошел роскошный секретер Людовика XV, обошедшийся царственному заказчику в миллион франков — сумму по тем временам умопомрачительную. Знаменитые мастера трудились над секретером долгие годы, умершего краснодеревщика сменил его ученик, и в результате появился шедевр из ценных пород дерева, серебра, чеканной золотой бронзы и черепаховой пластины, снабженный системой самых надежных и хитроумных (на то время) запоров и замочков.
На фоне все более изысканных посудных и “книжно-деловых” шкафов платяные — комоды, армуары, гардеробы — напротив, стремительно упрощались, превращаясь из “домов для одежды” просто в хранилища оной.
В XVIII веке англичане изобрели узко функциональный шкаф с плоской крышей, в котором за одной дверцей находились полки, а за другой — просторное пространство с круглой перекладиной и плечиками для развешивания платьев. Со временем такие шкафы стали называть “гардеробами”. Но это сделали уже французы, так как в Англии подобным словом называли совсем не шкаф для одежды, а туалетную комнату (не путать с туалетом!).
Комод, стенка, купе…
Художественное мастерство мебельщики оттачивали, делая комоды (от французского commode — “удобный”) — невысокие шкафчики с выдвижными ящичками. Поставить на короткие ножки обычные бельевые сундуки в начале XVII века догадался знаменитый мебельный мастер Андре Шарль Буль. Лучшие свои вещи он сделал при малолетнем Людовике XV и регенте Филиппе Орлеанском, отчего комоды Буля сначала называли “регентскими шкафами”.
Комоды предназначались для украшения спален и гостиных. И последователи Буля творили подлинные шедевры. Например, изящные комоды французского мастера Шарля Крессана с инкрустациями, накладными бронзовыми цветами, листьями и женскими головками на углах взыскательная парижская публика прозвала “танцующими”.
Справедливости ради надо отметить, что почти одновременно с Булем нечто похожее на комод изобрели в Китае, а еще раньше — в Японии. Но тогда европейцы по экзотическому Востоку путешествовали редко. Поэтому можно утверждать, что Буль пришел к своей идее совершенно самостоятельно.
XX век стал эпохой массового производства типовой мебели. Но и он оставил достойный след в истории шкафов: в 1945 году французский дизайнер Поль Кадовис придумал удачную для современных тесных квартир комбинацию вещевого, посудного и книжного шкафов. Так родилась знакомая всем стенка.
Что касается популярных ныне шкафов-купе, то считается, что их изобрели в середине прошлого века итальянские дизайнеры специально для типовых квартир. С этим мнением спорят практичные американцы и французы, утверждающие, что прообраз шкафа-купе появился еще при Наполеоне! И чуть ли не являлся плодом творчества самого императора, озабоченного вечно мятыми мундирами своих офицеров…
Споры эти напоминают тяжбы между греческими городами за право называться родиной Гомера. А как же иначе — все-таки, не табуретка какая-нибудь, а шкаф — всей мебели в доме голова!
Владимир Гаков
http://kp.vedomosti.ru/article.shtml?2008/04/16/180