§1. MBAR ‘обустраивать, создавать’ (отсюда также обустраивать место, обустраиваться на месте, создавать дом), также ‘возводить’ (постоянные постройки, жилища и т.д.); расширенная форма mbarat- с усиленным значением…> общий эльдарин mbar’tă ‘постоянное установление’ > судьба мира в целом как, или насколько, она установлена и предопределена от сотворения; и та часть этой ‘судьбы’, которая оказывает влияние на отдельную личность и не доступна для изменения посредством ее свободы воли. *

§2. *Например, один из эльдар сказал бы, что для всех эльфов и людей устройство, условия и, следовательно, прошлое и будущее физическое развитие и судьба этой ‘земли’ были предопределены, и изменить это было превыше их сил, и даже не в силах валар было значительно и надолго изменить это. ([Заметка на полях:] Они делали различие между «изменением» и изменением направления. Так любой ‘разумный [?носитель свободной воли]’ мог незначительно перемещать, перенаправлять, останавливать или разрушать объекты этого мира; но он не мог «превращать» их во что-либо иное. Они не путали разложение с изменением, например, вода / пар, кислород и водород). Мы могли бы сказать, что Падение Нуменора было ‘чудом’, или, как сказали бы они, прямым действием Эру во времени, которое изменило предшествующий план на все оставшиеся времена. Возможно, они также сказали бы, что Бильбо было ‘обречен’ найти Кольцо, но не обязательно отказаться от него; и после, если Бильбо отказывался от него, Фродо был обречен отправиться со своим поручением, но не обязательно уничтожить Кольцо – чего он в итоге и не сделал. Они бы добавили, что если бы падение Саурона и уничтожение Кольца было частью Судьбы (или Замысла Эру), тогда, если бы Бильбо оставил Кольцо у себя и отказался отдать его, возникли бы другие способы воспрепятствовать Саурону. Также как в конце, когда воли Фродо оказалось недостаточно, средство для уничтожения Кольца незамедлительно появилось – своего рода хранимое Эру про запас.

 

§3. В Q. ṃbar’tă > umbart > umbar (в родительном падеже umbarto) ‘Судьба’. . . в S. amarth … Слово от простой основы mbar- . . . было ambara ‘установление’,  Q. ambar ‘мир’, T. ambar, S. *amar (не обнаружено). Для эльдар его родство с ṃbar’ta было более очевидным, чем можем это почувствовать мы, так как ‘судьба’ как они ее представляли понималась в большей степени как физическое препятствие для воли.

§4. Они бы не стали отрицать, что (скажем) человек был (мог быть) «обречен» на то, чтобы встретить своего врага в определенное время и в определенном месте, но они отрицали бы, что он затем был «обречен» заговорить с ним с ненавистью или убить его. «Воля» на определенном этапе должна проникать во множество сложных совокупностей шагов, ведущих людей к встрече; но эльдар считали, что только те усилия «воли» являлись «свободными», которые были направлены к полностью осознанной цели. В пути человек мог свернуть в сторону, выбирая тот или иной маршрут – например, чтобы избежать болота или крутого холма – но это решение скорее интуитивное или лишь наполовину осознанное (как и у неразумного животного) и имеет своей непосредственной целью лишь облегчить его путешествие. Начало его пути могло быть свободным решением для достижения какой-либо цели,* но сам его путь в значительной степени направлялся физически – и это могло привести к/или воспрепятствовать важной встрече. Это была та самая сторона «случайности», которая включалась в понятие umbar.

См. В.К. III с.360: «счастливый случай, как говорим мы в Средиземье». Это было сказано Гэндальфом о его встрече с Торином в Бри, которая привела к посещению Бильбо. Ибо эта случайность, не намеренная и даже не задумывавшаяся ни Торином, ни Гэндальфом, вступила в соприкосновение с «волей» Гэндальфа, и его твердым намерением и замыслами по охране северо-западных рубежей от сил Саурона. Если бы у Гэндальфа был другой характер, или если бы он не схватился за эту возможность, «случай» не смог бы «выстрелить» (дал бы осечку). Гэндальф не был «обречен» действовать так, как он действовал. (На самом деле его действия были странными, уникальными и неожиданными: Гэндальф был своего рода могущественной «свободной волей», выпущенной на свободу среди физических «случайностей» мира).

§5. *Так, если человек отправляется в путешествие с целью найти своего врага и  с намерением затем совершить то или иное действие (простить его / попросить у него прощения / проклясть его / попытаться его убить): эта цель управляет всем ходом событий. Ей может воспрепятствовать «случай» (-он так и не встретил его-) или случай может помочь ей (-он встретил его, хотя  это и было маловероятно-), но если в последнем случае он совершил зло, он не может [?сбрасывать] вину на «случай».


§6. Умбар, таким образом, связан со сплетением «случайностей» (в значительной степени физических), которые используются или не используются разумной личностью со «свободной волей». Та сторона вещей, которую мы могли бы включить в понятие Судьбы – то «предустановление», которое каждый из нас имеет при себе в данном нам сформированном характере (который последующие поступки и опыт могут скорректировать, но не изменить в корне), эльдар не включали в Умбар, говоря, что если это и имело с ним что-то общее, то оно лежало в иной «плоскости». Но основная проблема Свободы Воли в ее отношении к Предвидению Творца (и на уровне Умбар, и на уровне Разума и их сочетания в Воплощенном Разуме), Эру, «Автора Великого Сказания», конечно же не была решена эльдар.

[§7. Но они сказали бы, что постоянное столкновение умбар, «случайностей» в амбар, как установленный порядок, который продолжает действовать неизбежно (исключая лишь «чудо» – прямое или опосредованное вмешательство Эру извне умбар и амбар), и целенаправленная воля [? разветвляет] историю [или] сказание (отрывок из совокупной драмы, автор которой Эру, или саму Драму в целом). До появления Воли все не более чем подготовка, интересная лишь в совершенно ином и низшем плане: как математика, или наблюдение за физическими [? явлениями] мира, или в малом масштабе -  работой машины. Воля впервые появилась вместе с айнур/валар, но за исключением Мелькора и тех, на кого он оказывал влияние, их воли, находясь в согласии с Эру, лишь незначительно изменили Амбар или исказили Умбар.] 

http://tolkien-study.org/index.php/tran … nd-freedom