Круг Судеб, после суда

….И снова заговорил Намо Мандос. Тяжелый взгляд обратился на первого сына Финвэ.

- Ты говорил о рабстве. Если б то было рабство, ты не смог бы избегнуть его, ибо Манвэ - владыка всей Арды, не одного Амана. А твои дела беззаконны, в Амане свершились они или нет. И посему приговор таков: на двенадцать лет должен ты оставить Тирион, где грозил брату. За это время посоветуйся с собой и вспомни, кто ты и что ты. А после этих лет деяние твое должно быть забыто и не помянуто более - если другие простят тебя.

Феанаро молча глядел перед собой, будто не видя и не слыша происходящего вокруг.  А потом повернулся и вышел из Круга.

Финдэкано слушал приговор молча, как и все, кто находился в зале. Но  в душе у него кипели эмоции. Сколько же сего он передумал за те минуты - или часы - что длился тот суд? И мысли эти были совсем невеселыми. Чувствовал он себя отвратитель,  думая о том, что успел  наговорить и сделать, и понимая, какого дурака свалял тогда. Можно ведь было... Да много чего. Хотя бы - вовремя поговорить с другом, откровенно все выяснить. Может быть, тогда и этой мерзости бы не было и они смогли распознать ложь Мелькора гораздо раньше. Хорошо хоть сейчас она стала явной. Он посмотрел вслед уходящему. И сорвался с места. Он должен был догнать Майтимо и сказать ему... Хоть что-то.

Майтимо, услышав приговор Намо, помрачнел. Бросив взгляд на отца, он стал выбираться из толпы следом за ним. Остальные феанариони тоже за собирались уходить, и даже обогнали замешкавшегося старшего, который, бросив взгляд на Финдекано, отправился не к коновязи следом за отцом, а за спинами стоящих туда, где стояли сторонники Второго дома.

- Нельо!

Финдэкано заметил, что старший  из Феанариони задержаля и поспешил к нему.

- Т... Нам нужно поговорить. Про все это.

- Нужно.... - кивнул рыжий, - Финьо, я и не думал, что... что так может быть. Я идиот, прости меня. - он тревожно обернулся в сторону братьев, уезжающих вслед за отцом.

- Я... - Финьо видел, что друг торопится и понимал, почему. Тому сейчас нужно было к отцу. Но и поговорить... Ладно. Самое главное они успеют друг другу сказать. А, может, и уже успели.

Он положил руку  Майтимо на плечо.

- И ты прости... Идиот, угу. Мы оба наговорили много глупостей. Слушай, ты...  ты же торопишься? Но мы тоже в Тирион едем... ты приходи, как освободишься.

Майтимо еще раз обернулся.

- Придешь? - Он чуть крепче сжал его плечо.

- Ты же видишь как оно... - рыжий грустно и даже слегка виновато пожал плечами, но губы сжал упрямо и плотно, и подбородок вперед выставил, словно собирался встречать все несправедливости мира этим самым подбородком. - я не знаю, как оно все теперь будет... но я тебя найду сегодня.

- Да ладно, как будет так будет. - Раз все уже разрешилось, ничего плохого быть не должно. А с прочими неприятностями разберутся. Уже начали. - Я буду ждать. Ты иди, твои удут скоро.

Он не хотел, чтобы друг сейчас уезжал, но знал, что вот так разовора не получится. Лучше было смирить свое нетерпение,  ненадолго, до вечера, но поговорить не на бегу и как следует.

Нельо посмотрел сперва на Финьо, крайне мрачно, потом куда-то в сторону,  в спины столпившихся вокруг круга судеб нолдор.

- Оно не должно быть так.

- Что именно?

Оно точно не должно. Только это Финдэано мог сказать слишком про многое, что происходило в последние годы и сейчас не был уверен, что понимает правильно.

Майтимо пристально посмотрел на брата.

- Скажи, ты считаешь приговор справедливым? Честным?

- Приговор...

Финдэкано задумался. С одной стороны, Феанаро грозил отцу мечом. И наговорил такого, что у него в душе до сих пор кипел гнев. А с другой, дядю, все же, было жаль. Финдэкано понимал, что это то, в чем то не нуждается совершенно, но избавится от этого чуства не мог.

- Я не знаю. Но ведь пройдет время и все забудется. Наверное.

Майтимо посмотрел ужасно тоскливо и улыбнулся кривой, отцовской улыбкой.

- Встретимся у фонтана, через два часа после смешения. Там в саду есть где поговорить.

- Ну ты что, не веришь?

Финдэкано очень хотелось, чтоб это было так. Да даже не столько из-за дяди, сколько из-за того, что сейчас Майтимо переживал - из-за того, что изменить было явно не в его силах.

- Угу, я приду.

Майтимо дернул плечом, еще раз продемонстрировал тут самую улыбку, кивнул, на мгновение положил руку Финдекано на плечо и побежал к коновязи.

Финьо вздохнул. Так. Нужно успокоиться и привести мысли в порядок... До назначенной встречи оставалось еще несколько часов и на это, слава Валар, было время. А пока.... Он оглянулся, ища глазами своих. Его ведь, наверняка, тоже ждали. Отец  так точно. Нужно было возвращаться домой.

У фонтана

Финдэкано пришел к фонтану немного раньше. Не слишком хорошо получилось, что он ушел из дома  сейчас, но, все же, лучше, чем если бы он не пришел _сюда_. У фонтана ще никого не было и он сел на край, глядя на тонкие струйки воды и стящее над ними туманное облачко.

Майтимо немного опоздал, прибежал в самом буквальном смысле.

- Привет еще раз!

- Привет.

Финдэкано уже начал беспокоится, чо друг не придет и был рад, что тот появился.

- Все нормально?

- Со мной - да, - кивнул рыжий. - пойдём к водопаду, там беседка была. Ты сам как?

- Хорошо, а что со мной будет?

Невеселый вид Нолофинвиона говорил сам за себя. Он поднялся и пошел в сторону водопада. На самом деле, ему было все равно куда идти - он едва видел, что происходит вокруг. Все думал о том, как начать этот разговор. Пока сидел и ждал, вариантов была целая куча, но ни одного достойного в голову не пришло.

- Я рад, что все выяснилось, - наконец вымолвил он.

Майтимо схватил его за руку.

- Расскажи, как ты это видишь теперь

Финьо остановился и посмотрел в глаза другу.

- Мы  сваляли дурака. Давно надо было поговорить откровенно. А не дуться и верить слухам... А так получилось, что мы сами себя запутали. Давай не будем так больше? - Его голос прозвучал немного растерянно. - Лучше уж все сразу сказать...

- Знаешь... если бы мы тогда с тобой поговорили нормально, вместо того, чтобы ругаться... этого всего не было бы. У остальных было еще меньше шансов.

- Было бы... что-то другое. Вот я и говорю. Лучше уж сразу сказать, что тебя беспокоит, чем замалчивать все и самому додумывать себе проблем.

- Ну вот и я примерно о том же. - выдохнул Майтимо. - К вам приходил дед? Финвэ.

- Ну и хорошо, что ты тоже так думаешь.- Финьо с облегчением улыбнулся, но потом снова приуныл. - Приходил...

- У нас у всех отлегло от сердца, когда он сказал, что он едет. Мы все еще до того ехать решили. Кроме мамы. Она вообще собирает вещи и.... в общем, плохо. А у вас что думают об этом всём?

- Я не знаю, что думает отец. Но... - Раз уж решили говорить в открытую, то и разводить секреты сейчас было глупо. - У нас не в восторге от этой новости. И... куда вы поедите?

- За пределы Тириона, - Майтимо процитировал приговор, и на мгновение на его лице снова проявилась фамильная упрямая улыбка. - на север, строится будем.... двенадцать лет это долго. - он вздохнул.

Финдэкано упрямо сжал губы. то правильно было? Все же, Феанаро  был наказан не за слухи, а за то, что сделал своими руками. Но ему проще говорить, это не его отец был.

- Долго...

- Интересно, где Мелькор, - выпалил Нельо и посмотрел зло. Не на Финьо зло, вообще.

- Прячтся. Теперь-то ему здесь нечего показываться. - Юноша пожал плечами. Потом медленно пошел дальше. - Хотел бы с ним встретиться? Нельо... А вы, когда едите... Ты будешь ротив, если я потом в гости приеду?

- Зачем встретиться? - Феанарион нервно дёрнул плечами.  - Я бы хотел, чтобы тот, кто заварил эту кашу и, по сути, заставил весь город точить мечи друг на друга, понёс соответствующее наказание. - он снова вздохнул и посмотрел на кузена. Взгляд был спокоен,  но руки Нельо были сцеплены в замок. - Конечно, я не возражаю, чтобы ты приезжал. Только как ты нас найдёшь? Нам  бы переписку организовать... Турко берёт голубей.

- Валар его ищут. Найдут раньше или позже.

Валинор не был бесконечным и скрываться вечно.. Да ну, не верилось вв то, что это возможно. Придет время, и Мелькор пояится. Не в пещерах же будет сидеть все время. А ждать... Ну чтож, придется подождать немного. У них найдутся дела, у всех, чтоб это ожидание скрасить.

- Хорошо б. Но я и так найду.

- Вот если его найдут и накажут, тогда я снова подумаю о том, чтобы верить в справедливость Валар. Понимаешь, о чём я, или пояснить?

- Ты думаешь, что они были неправы?

Нельо зло хмыкнул, но оборвал себя и принялся пояснять.

- Смотри. Я понимаю, вы сейчас все злы на моего отца. Если бы с моим так поступили, я не знаю, что я бы сделал. Только... давай будем честны. Он ведь не единственный виновник того, что происходит. Более того, не главный виновник. Главный - Мелькор. А если говорить о нолдор, то ведь абсолютно ясно говорили все на суде, что были готовы применить оружие, если бы... Если угрожать оружием преступление, то и делать его, готовить - преступление, пусть и меньшее. А валар поступили... как неразумные родители, наказывающие того, чей нос в варенье вымазан, хотя ясно, что ели все. А теперь выходит, будто что-то предосудительное только мой отец делал, а остальные молодцы.

Финьо покачал головой.

- Н-нет... Не так, наверное. - Он помолчал, пытаясь сформулировать то, то хотел сказать. - Думаю, его наказали именно за то, что он _сделал_. Говорить можно многое.... Ты сам готов был  поднят оружие  на другого эльфа? Я думал, что да. Что... Да нет, вру я. Ни о чем я тогда не думал. Просто  знал, что сделаю все, чтобы защитить свой дом.  А вот так взять и угрожать брату, это совсем другое. Я думаю о том, что поднял бы меч на Турьо. Ну, или на тебя и...  И не выходит ничего.  Странно как-то и совершенно нереально, как в игре. И дмается сразу о том, что это не всерьез все.... Хорошо думать о том, как ты сражаешься, когда у врага нет лица. А Мелькор... А что Мелькор? Я уврен, что   это все не оставят просто так.

- Про лицо ты просто мои мысли прочитал... - Майтимо вздохнул. - Мы ведь как думали: "да если они, да как они могут, но если они посмеют, тогда мы..." вы ведь так же думали, небось? - он помялся и продолжил - Я вот даже думал, что я стану делать, если ты... решил, что мне проще думать, что ты не станешь. А если станешь... - он посмотрел в землю, потом снова в глаза Финьо - я специально тренировался, как оглушить, не дав себя убить. И даже думал, что если вдруг весь этот ужас правда, и все случиться так... так, как врал Мелькор, я должен не дать другим тебя ранить, я должен первым успеть. Или поговорить, или, если не станешь слушать, оглушить. Ты... ты вообще сможешь со мной теперь общаться после этого?

"Чтобы успеть ранить меня первым?" - Ехидно одал мысль внутренний голос.

Финдэкано остановился на мгновение, потом коротко и крепко обнял  фаенариона.

- Ты мой брат. Все.

Этим все было сказано.  Эти их ссоры... Они были глупостью.  Которую они не должны были повторять, особенно теперь, когда все разъяснилось.

- А почему ты думаешь, что я так просто дал бы себя оглушить? - он хмыкнул. Нет, вот не верит же, что он что-то умет....

- Верю, что не дал бы, - Майтимо невольно улыбнулся. - Слушай, если мы теперь друг от друга не прячемся, можно ведь потренироваться вместе?

Впрочем, он быстро погрустнел опять.

- Можно. Когда я к вам приеду?

Он понимал, что сейчас такое вряд ли получится.

- Я рад был бы.

- Когда сможешь. - Майтимо улыбнулся - Если дашь мне голубя, я тебе пришлю письмо.

- А вы когда уезжаете? - Финьо опомнился и с тревогой посмотрел н адруга. Успеть бы...

- Утром, наверное, - Майтимо вздохнул. - столько всего еще надо собрать…

- Да, я понимаю... Я уприду утром. И принесу голубя. вообще...

Как-то грустно было, что опять приходилось прощаться.

- Мы спать не собираемся, подозреваю, а утром уедем рано. Так что можешь в любой момент приходить допоздна.

- Хорошо. - Он кивнул.  А твои как же?  - Вряд ли они обрадуются гостям.

Майтимо погрустнел и пожал плечами.

- А ты постучи ко мне в окно. - он замолчал. - Только... давай я тебе всё таки скажу. Я не знаю, поймёшь ли ты, но раз уж мы договорились ничего не скрывать... это важно.

Рыжий набрал воздуха, как будто перед тем, чтобы нырнуть, и заговорил.

- Ты говорил, что мой отец _сделал_ что-то, и что в этом разница. Он сделал ровно на полшага больше, чем остальные - показал меч публично. В ответ на слова, которые... которые порой ранят больнее, чем нож. А сделать этим оружием что-то... он бы не стал, это нереально. Ты сам знаешь. По себе. Каждый, кто держал меч в руках и думал "вот если..." понимает, что это нереально - взять и действительно напасть первым. Защищаться, защищать - да, напасть - нет. Я думаю, у нас не случится ничего такого, потому что никто не будет на другого нападать на самом деле. Единственное, где могут пригодиться мечи, это если мы поедем в сумеречные земли, где могут скрываться всякие твари из тех, о которых рассказывал дед.

Финдэкано задумался.

- Да, наверное... - Если так...  Он совсем растерялся и не знал, что на это ответить. Но, наверное,  это не только Майтим понимал. Но и отец - тоже. отому что он не забудет, нельзя это забыть, но упрекать не станет. Он знал Нолофинвэ. Тот не был  ни жестоким, ни злопамятным...

- Это все забудетсяя.  пройдет время и все встанет на свои места.... А почему ты заговорил про _те_ земли?

Конечно,  в Тирионе много говорили про них, но здесь и сейчас..

- Вы что, и туда собираетесь?

Майтимо опять нахмурился, слыша про "забудется", ему не хотелось, чтоб в эта вопиющая, ломающая мир несправедливость забывалась. Но он не стал ничего об этом говорить, а с энтузиазмом включился разговор про "те земли".

- Конечно, собираемся, - он улыбнулся, - а ты разве не слышал? Поехали с нами!

Майтимо опять нахмурился, слыша про "забудется", ему не хотелось, чтоб в эта вопиющая, ломающая мир несправедливость забывалась. Но он не стал ничего об этом говорить, а с энтузиазмом включился разговор про "те земли".

- Конечно, собираемся, - он улыбнулся, - а ты разве не слышал? Поехали с нами!

-  Нельо?

Вот ведь опять промолчит... А стоило ли?

- Я много чего слышал, - проворчал он. - Только уже не знаю, чему веить... А вы уже все приготовили?

Он не стал говорить ни да, ни нет.

- Ну после всего не знаешь, чему верить, это правда. - Майтимо грустно улыбнулся. - Лучше сразу спрашивать. Ничего мы не приготовили ещё толком. Но я думаю, что мы попробуем поехать туда точно. Когда-нибудь.

Он посмотрел на брата с надеждой. Мол, поехали. Потом, когда  уляжется всё.

- Когда-нибудь, надеюсь, мы все туда поплывем. Дело все в том, когда именно.

Он замялся. отом кивнул, словно решил что-то для себя.

- Мы об этом думали уже...

- А кто ещё хочет? Или это секрет? - глаза Майтимо лучились энтузиазмом.

- Это секрет. Но я спрошу... И обязательно расскажу тебе. Ладно? Мы пока ничео такого не сделали,  только  нашли,  кто поплывет с нами. И про корабль думали...

Как его сделать таким, чтобы он точно довез их.

- Мы про корабль тоже думали, - кивнул Майтимо, - средние даже ездили учиться к телери. Ты спроси, если... если все поняли, что пора секретов миновала.

- Конечно. Я уверен, что они против не будут. Просто не могу  рассказать без их согласия, ты же понимаешь...

Он виновато улыбнулся - но это была не его тайна. Не только его.

- А чеу они  учились?

Майтимо примирительно пожал плечами.

- Всему понемногу, как я понимаю.Им еще бы учиться, но не сейчас, наверное.

Да уж, время не подходящее. Но, если что, корабль-то мы построить сможем, у нас умельцев хватает.

Он хмыкнул.

- А ведь это не от вас секрет был…

Майтимо улыбнулся.

- Ты всё равно спроси, раз им важно, обидятся ещё. Это уж точно ждёт, успеем ещё, - он переступил с ноги на ногу - А мне уже пора. Здорово, что мы наконец поговорили. Жду тебя, заходи. И потренируемся обязательно.

- Я спрошу. Иди.... У вас же дел сейчас полно. А попрощаться мы еще успеем. Ну, и все остальное сделать - тоже. Валинор не так уж велик, чтобы нельзя было приехать. - Он улыбнулся.

Майтимо тоже улыбнулся, хлопнул друга по плечу и развернулся, чтобы уходить.

- Удачи вам... - Он так и остался стоять посреди сада.

Майтимо обернулся и кивнул.
- Спасибо. И тебе.