/Некоторое время спустя.../
Ночью лагерь засыпал не сразу - кто-то все еще сидел у открытых очагов, кое-где слышалось пение, смех, плач... Айвенаро, прижимая к бедру висевшую на боку сумку, полную серебрянных заготовок и ломанных украшений, шел к кузнице. Вчера он провел в ней почти весь день, делая кольца, сегодня предстояла работа сложнее. Зато серебра ему дали с избытком, хватило бы на два венка.
Лайрелин нарисовал штук десять эскизов. Рисовать узоры он умел, правда был совсем не уверен, что они годятся для работы с проволокой, а не для росписи или инкрустации. Теперь он сидел их рассматривал, пытаясь угадать, что больше понравится Сильвин. Подмывало пойти спросить, но так было бы совсем неправильно.
Айвенаро влетел в кузницу, широко улыбнулся, увидев, что брат уже там, как и обещал.
- Я все достал, - сообщил он, вываливая на стол кучу скрученной кольцами проволоки и уже готовых заколок, фибул, браслетов. - Предлагали и золото, отказался. Была бы она темноволосой, то да... Это что, ты нарисовал? Вот этот...
Он ткнул пальцем.
- Понятия не имею, как мы его сделаем, но он самый красивый.
- И я не имею, - весело хмыкнул Лайрелин. - Зато смотри, что я выпросил.
В тисках, прикрученных к столу, красовалась стальная пластинка с рядом отверстий мал мала меньше. Отверстия спиралью расходились от центра пластины.
- Ага, - неопределенно сказал Айвенаро, чей опыт ювелирной работы начался и закончился изготовлением пары кривоватых браслетов в подарок матери и Сильвин, много лет тому назад. Конечно перед этим он какое-то время учился делать что-то попроще, но это даже дарить было нельзя. Вот наконечники для стрел и накладки на охотничьи луки у него получались куда лучше. Так что чем ценна выпрошенная пластина - он понятия не имел.
- Теперь нужны такие... колбаски, - изрек ценную информацию Лайрелин. - Еще бы знать, лучше плавить или молотком поплющить достаточно...
Он принялся рыться в серебряном ломе, пытаясь найти нечто, уже похожее на "колбаску". Отложил в сторону пару вещиц, где были мелкие камушки.
- Ну их можно отлить и вытянуть, это я умею, - сказал Айвенаро. - Ты в общем, этот подарок делаешь, как единственный представитель семьи, я так... помогаю. Могу горн разжечь. Могу просто под ногами путаться и советы давать.
- А все три сразу можно? - хмыкнул Лайрелин. - Или можно первое и последнее.
Он таки взял одну сломанную штуку, что казалась длинной и узкой, положил ее на наковальню и решил попробовать вытянуть вхолодную, просто молотком. Раздались звонкие удары.
- Без второго никак... - пробормотал Айвенаро. Притащил дрова и уголь, начал разжигать остывший горн. Днем тут явно ничего не делали. - Надо чем-то дверь припереть, а то пойдет Сильвин меня искать...
- Отвлекать ее - это твоя четвертая задача, - заявил Лайрелин с предельной серьезностью, а потом не выдержал и хмыкнул. Дело с вытягиванием заготовки шло ни шатко, ни валко
- Слушай, братец, ты не много на меня свалил, а? - с притворной обидой спросил Айвенаро. - Я значит и то, и это... а ты только знай себе - делай за два дня свадебный подарок, который нормальные эльдар год готовят.
- Бедняга, - скорчил рожу Лайрелин и продолжил свое занятие.
Айвенаро же начал кидать в ковш все, что предстояло плавить - все, что не было проволокой и было без камней. Одновременно приходилось поддувать горн, а он никак не мог "поймать" нужный темп, и угли, еще не до конца разгоревшиеся, периодически гасли.
Лайрелин бросил мучать заготовку, кинул ее тоже в ковш и, наклонившись, занялся огнем
Вытягивать проволоку из получившейся массы тоже было делом нелегким. Правда Лайрелин явно понимал в этом лучше Айвенаро, но у того было готово оправдание - обожженная накануне рука.
- Давай уже сделаем хоть вот... боковые веточки. Попробуем. А то может надо было сделать просто обруч, - предложил он.
- А вы с этим будете очень долго возиться, - вдруг донеслось откуда-то из угла кузни. Голос был не очень взрослый и то ли женский, то ли детский.
- Давай обруч сперва... его же можно из того, что потолще, - ответил Лайрелин и обернулся посмотреть, что там за комментаторы завелись.
Айвенаро собирался дальше развивать мысль, что обруч, это все равно, что большое кольцо, но резко замолчал и тоже обернулся. Не Сильвин точно, ее он узнавал хоть с завязанными глазами.
- Э... ты кто? Откуда говоришь?
- Энердиль. И здесь я.
В углу кузни стояла высокая подставка и говоривший как раз в этот момент слезал с нее. Спрыгнув, он приземлился немного неловко и чуть подвернул ногу. Поморщился.
- Вы так очень долго будете делать, говорю же.
- А как? - спросил Лайрелин первое, что пришло в голову. - Я Лайрелин, а это - Айвенаро
- А я его знаю, - хмыкнул Айвенаро. - Вокруг Сильвин постоянно какие-то дети крутились, этот вроде тоже был. Привет. Не ушибся? Ты что тут делаешь?
- Угу, я вас тоже знаю, - сообщил парень. - И я не "крутился" - недовольно глянул он на Айвенаро. - Я помогал. А вы долго делать будете, - повернулся он уже к Лайрелину, сочтя того, видимо, более толковым, - потому что рисунок сложный. А еще завитки будут за волосы цепляться.
- Предлагаешь сделать обруч и все? - фыркнул Лайрелин таким тоном, каким говорят "уйди, малявка".
- Обруч это тоже самое, что большое кольцо... - заметил Айвенаро. - Я вчера два сделал, это легко, но для свадебного подарка слишком просто.
- Отец говорит, что в простоте живет совершенство, - Энердиль глянул чуть сердито уже на обоих. - Ну, если не хотите, не буду мешать.
- Умник, - прокомментировал Лайрелин, который бы и сам охотно присоединился к высказыванию отца назойливого мальчишки, если бы речь шла о чем-то, что он умел чуть лучше. "Простота - это такая вещь, от которой становятся видны все ошибки и огрехи". Последнюю фразу он не сказал вслух, но подумал довольно громко.
- У твоего отца, может и да... Но и он не делает просто обручи. А мы сделаем еще и кривой... - Айвенаро вспомнил свои кольца.
- Не обязательно же полоску! - Энердиль оживился и словно забыл о том, что только что хотел обидеться и уйти. - Можно просто две линии из проволоки... Это проще сделать, чем полоску, ровными. И украсить более тоненькими веточками. Смотри, у тебя даже менять ничего почти не надо будет. Можно только вот отсюда убрать, а эту веточку провести вот так, - он окончательно увлекся и зачертил пальцем по эскизу Лайрелина.
Лайрелин вопросительно посмотрел на Айвенаро
- А что я? - Айвенаро пожал плечами. - Я просто помогаю. Я вообще жениться должен, а не решать, что делать в качестве подарка. Только ты... - он упер руки в колени и нагнулся к Энердилю. - Ты в этом вообще понимаешь что-нибудь?
Энердиль моргнул.
- Я... - он сперва опешил от такого напора, потом вспыхнул, - не веришь? Могу показать! Я с ней играл раньше, чем начал разговаривать!
Лайрелин посмотрел на мальчишку и молча протянул карандаш и перевернул на чистую сторону лист бумаги, на котором были отвергнутые Айвенаро варианты.
- Только это должно быть красиво и похоже на венок, - придирчиво сказал Айвенаро. - Она любит всякие травки и колоски... Кстати, а если сделать просто и сдержанно, а сейчас вплести в него настоящие цветы? Как в каркас... только красивый.
А Энердиль уже рисовал. Линии выходили еще по-детски неровными, но все: и стиль, и то, как он делал набросок, говорило о том, что он действительно учился у ювелира.
- Можно, - согласился он. - Только они не завянут быстро? С сорванными цветами тяжело договориться.
Лайрелин внимательно смотрел на картинку.
- Ну... живые цветы и вправду завянут же... а подарок остаться должен.
- На свадьбу их хватит, - сказал Айвенаро. - А если он будет не очень вычурный, она станет его чаще носить. Одной стрелой двух зайцев.
- Ну сделайте простой, а потом применяйте его как хотите, - заявил Энердиль, дорисовывая.
На наброске три линии пересекали друг друга, образовывая простой, но на удивление гармоничный узор. Только с одной стороны хвост одной из линий уходил резко вверх - здесь у юного творца явно дрогнула рука, а стирать и править было нечем.
- Выглядит красиво, - покладисто согласился Лайрелин. И покосился на брата. - Как тебе?
- Ага. И живых цветов она сама себе в него наплетет, все равно же не удержится, - хмыкнул Айвенаро. - Делайте. А я буду... помогать. Воду там принести, подержать чего, раздуть. Иначе это совсем не по правилам, я сейчас должен по полям бродить и мечтать, готовиться... а я тут, работаю.
- Тебя выгнать? - Лайрелин хмыкнул.
Энердиль глянул на них и молча стал ждать, когда уже разберутся между собой.
- Выгонишь меня, вообще ничего не успеешь сделать, - заявил Айвенаро. - Энердиль, ты поможешь? А то у меня невеста, оказывается, свадебный подарок принесла из Амана, а я-то нет. И Лайрелин один не сделает, времени-то нет совсем.
- Ну... по идее я один должен. Но от помощи не откажусь, особенно если никто не будет всё время твердить про то, как по правилам положено. - Лайрелин, не выдержав до конца образ серьезного и взрослого эльда, показал брату язык. - Картинка такая мне нравится... и если будет чуть криво, можно решить, что так специально задумано. Раз ты согласен, делаем. А ты, Энердиль, правда поможешь?
- Угу, - сообщил Энердиль вместо ответа и радостно полез за инструментами.
- А если что, мы скажем, что нам помогал мелкий, и делал он, - прошептал Айвенаро. - Детей все любят и никто не критикует.
- Ну уж нет! - Лайрелин таки возмутился.
- То есть, если получится хорошо, вы не скажете? - ехидно поинтересовался Энердиль.
- Скажем, что мастер, - улыбнулся Айвенаро. - Все оценят.
Лайрелин нашел в себе силы улыбнуться. Это было обидно, что подарок он делает с помощью мальчишки. Но вместе было проще, да и больше вероятности, что не придется краснеть за сделанное.
Энердиль пожал плечами, принимая равнодушный вид.
- Мне вообще все равно... Но вы делать то собираетесь?
- Он, - Айвенаро показал на Лайрелина. - Я вообще жених. Но я вам помогу.
- А куда деваться? Отступать некуда, - Лайрелин усмехнулся, как бы показывая, что он всего лишь цитирует и пафосная цитата не всерьез... или не совсем всерьез. Очень уж неприятные ассоциации она вызывала. Пронизывающий ветер Арамана и тамошние холодные туманы не шли ни в какое сравнение с тем, с чем они столкнулись потом. Но от на мгновение вспыхнувшего воспоминания о том, как всматривались в далекое зарево, стало мерзко. Потому Лайрелин постарался обратить все в шутку. - Что тут у нас? Надо сперва заготовки?
Он посмотрел на груду лома, только отчасти превращенного в проволоку.
Энердиля процесс, похоже, интересовал гораздо больше, чем дальнейшая сомнительная слава. По лицу явно читалось "ну наконец-то".
- Надо сперва полностью все вычертить, по размеру ее головы, а потом заготовки. И чуть побольше, если напортачим, потом не захочется отвлекаться.
Тут он немного покривил душой: отвлекаться обычно не хотелось ему самому.
- Я знаю, какая у нее голова, - Айвенаро обрадованно вскочил. - Мы когда-то плели венки, один в один выходили и те, что для меня и те, что для нее были.
- Так вот по какому признаку вы друг друга выбрали... - не удержался Лайрелин. - Ну все, сядь куда-то, буду тебя мерять...
Энердиль, пока они мерялись, подошел к груде и стал выбирать там что-то наиболее подходящее на его взгляд
- По другому, - сказал Айвенаро. - Я как-то ее увидел и понял, что жить должен с ней. Когда вырасту, конечно. Про признаки вообще не думал.
- Экий ты серьезный... - фыркнул Лайрелин, оборачивая какую-то веревочку вокруг головы брата. И довольно прибавил. - О, вот сколько!
Веревочка быстро оказалась приложена к эскизу. Лайрелин пальцами держал то место, где веревочка сошлась с собственным концом и взял карандаш, чтобы отметить это место.
Энердиль, тем временем, выбрал все, что на его взгляд подходило, и с задумчивым видом раскладывал это дело по наковальне.
- Я был вот примерно как он, - Айвенаро показал на Энердиля. - А ты вообще был маленький, приходилось играть в одиночку и вот, невеста нашлась.
- Ага, а потом ты играл со мной и поэтому у меня нет невесты! - хмыкнул Лайрелин, отметив нужную точку на веревочке и задумчиво выкладывая из нее кружок.
- Найдешь еще, - проворчал Айвенаро. - Наслаждайся пока так. Давайте уже, делайте! Времени-то нет, нормальные эльдар свадебные подарки год делают... а не полтора дня.
- А она тебя не воспитывала? - поинтересовался Энердиль между делом, и почти сразу продолжил, будто бы это был вполне логичный переход: - Вот из этой можно сделать основу, - указал на большой кусок, который почти и не надо было выпрямлять.
- Воспитывала, - ухмыльнулся Айвенаро. - Пыталась. Но я быстро вырос.
Лайрелин покосился на брата, но не стал говорить ничего про нормальных эльдар, а вместо этого стал прикладывать уже готовую проволоку к получившемуся кругу из веревки. Проволоки хватило на один круг и еще чуть-чуть.
- Надо еще! - сообщил Лайрелин очевидное. Не говорить же о нормальных, в самом деле.
- Да... - ответил Энердиль и как-то замялся.
- Ты чего? Передумал? Или не хватает? Там серебра куча, еще вытянуть проволоку не проблема, я умею.
Лайрелин вопросительно посмотрел на мальчика, а потом перевел взгляд на брата.
- Ну... давай. Или помочь?
Он выбрал из кучи лома сломанную фибулу.
- Вытяни, - Энердиль отвел глаза, потом нехотя признался: - Мне отец вчера запретил работать с горячим.
- За что? - спросил Айвенаро, скидывая серебряный лом в тигель. - А нам не влетит, за то что мы тут с тобой....?
- Ну он же только смотрит и советует, правда? - Лайрелин подмигнул малому. Это вот "отец запретил" отчего-то резануло больно... хоть он взрослый, и сам выбрал свой путь, и все такое. Ему отец ничего не запретит теперь, и этот венец-венок он вместо отца делает, а не как "нормальные эльдар". Лайрелин с удвоенным старанием принялся наполнять тигель, но тот быстро заполнился, потому пришлось снова посмотреть на собеседников.
- Я разогревал неосторожно, - ответил Энердиль, жадно следя за его действиями. Судя по всему, он очень хотел бы сейчас принять участие, но сдерживался. - Я люблю смотреть как она плавится. Вчера засмотрелся...